• Анастасия Меркушина

Архитектурные стили Москвы. Советский период.


Откуда что взялось? Развитие архитектуры советского периода с 1917 по 1954 годы происходило в условиях исторических, социальных и экономических катаклизмов, что заставляло решать сложнейшие задачи, которые общество ставило в тот или иной момент. В этот короткий отрезок времени - 37 лет немного даже для человеческой жизни, страна прошла через революцию, пять войн, поднималась из руин и возрождалась после разрухи могучим государством, с которым считался весь мир. При всей сложности исторического становления советской архитектуры, она на каждом этапе выполняла задачи, которое ставило перед ней общество. Становление это проходило в творческих поисках, в острой борьбе различных направлений и объединений, в столкновении творческих концепций. Особенность условий породила уникальные архитектурные образцы, стили, идеи, которые при других обстоятельствах никогда бы не возникли и это была бы совсем другая страна и совсем другая Москва. Поэтому понять, в каких условиях развивалась советская архитектура так важно и интересно. Пока не закончились Первая Мировая и Гражданская войны, архитектурные проекты существовали преимущественно на бумаге. Первое пятилетие было периодом теоретического развития архитектуры, временем проведения различных творческих конкурсов. В мирное время началось масштабное строительство - возводились жилые дома, фабрики, заводы, электростанции. Перед архитекторами встали совершенно новые задачи, социальные и идеологические. Поиск решения этих задач сопровождался борьбой мнений и взглядов. Некоторые архитекторы пытались сохранять традиции, другие искали принципиально новые стили. Через 35 дней после Октябрьской революции, 12 декабря 1917 года, был принят закон "О реквизиции квартир богатых для облегчения нужд бедных". В Москве были реквизированы все крупные владения. Рабочие из окраинных трущоб переселялись в особняки и бывшие доходные дома. Дворцы царской семьи и знати были превращены в музеи и театры. В усадьбах устраивались школы, детские дома, санатории, больницы. В 1918 году была создана мастерская под руководством А.Щусева и И.Жолтовского для работы над генеральным планом столицы. В борьбе идей и мнений складывались различные представления о путях развития советской архитектуры, формировались архитектурные школы. В 1920 году создаются Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), целью которых была подготовка архитекторов, художников - мастеров и конструкторов для промышленности. На архитектурном факультете Вхутемаса преподавали А.Веснин и Н.Ладовский. Помимо этого архитекторов готовил архитектурный факультет МВТУ им. Баумана . Вокруг лидеров, которые умели четко сформулировать новые творческие принципы архитектуры, формировались группы. Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА), вдохновителем которой был Н.Ладовский, называли себя рационалистами. Основополагающими они считали принципы экономии труда и материалов при строительстве, а также простоту восприятия сооружения. Объединение современных архитекторов (ОСА) было организовано в 1925 году . Лидерами этого союза были братья Веснины и М.Гинзбург. Между АСНОВА и ОСА шла острая борьба, хотя различие между ними было по большей части в теоретических раскладах, а по сути оба эти направления боролись против эклектики, отрицали значение классического наследия, опыта прошлого, традиций. В 1929 году появилось новое творческое объединение - Всесоюзное объединение пролетарских архитекторов(ВОПРА), которое критически отнеслось к идеям и ОСА, и АСНОВА. Решения рождались в острой полемике. Рост промышленности в годы первой пятилетки вызвал быстрый рост городского населения. Остро встал вопрос обеспечения жильем. Необходимо было определиться, по какому принципу вести строительство. Возникла идея создания домов-коммун, т.е. жилых зданий с обобществлением быта. Предлагались радикальные средства освобождения женщин от тягот домашнего хозяйства. Иногда идеи доходили до крайности - отделить детей от родителей для общественного воспитания, ликвидировать личные кухни и принудить таким образом питаться в общественных столовых.


На фотографии - кухня в одной из квартир дома-коммуны на Гоголевском бульваре. Отдельного помещения для кухни в доме не было, кухня "пряталась" в шкафу.

Ощущалась необходимость в консолидации сил архитекторов для решения насущных задач. Уже и сами архитекторы ощущали такую потребность. В 1932 году было принято постановление ЦК ВКПБ, на основании которого были созданы творческие союзы писателей, композиторов, художников и , в том числе, архитекторов. Перед союзом стояла задача выработки творческого метода, который объединил бы творческие усилия и сохранил свободу личного творчества. Творческим методом деятелей искусства и литературы стал социалистический реализм. Страна развивалась стремительно, ценой невероятных усилий всего советского народа. СССР из страны аграрной в течение двух пятилетних планов, выполненных досрочно, превратилась в страну индустриальную.

Выдающиеся успехи в строительстве нового общества, которые за короткий срок вывели страну в разряд передовых индустриальных держав, вызвали подъем патриотической гордости. В языке же "новой архитектуры" не было достаточно выразительных средств для выражения этих общенародных чувств. В 1933 году была создана Академия архитектуры СССР, а при ней издательство, которое за короткий срок выпустило большое количество классических трудов по истории и теории архитектуры. Молодые архитекторы жадно восполняли пробелы в знаниях, постигая законы красоты, которые веками вырабатывало человечество. Стало понятно, что идеи новой архитектуры не могут без связи с классическими традициями решить поставленные идейно- художественные задачи. В 1935 году был принят план генеральной реконструкции Москвы. Еще достраивались сооружения "новой архитектуры", а внимание и планы уже сместились в сторону освоения архитектурного наследия.


На фотографии - расширение и реконструкция Тверской улицы по генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года.

Большинство архитекторов начали активно изучать римскую и греческую античность, архитектуру Ренессанса, русский классицизм.


На фотографии - нереализованный проект Дворца Советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Автор проекта - архитектор Борис Иофан.

К 1937 году изменение направленности архитектуры уже дало ощутимые результаты. Была построена первая очередь Московского метро, закончено строительство ансамбля зданий и сооружений канала им. Москвы, построены крупные жилые дома и общественные здания. Главной заботой архитекторов стало решение проблемы массово-жилищного и культурно- бытового строительства. В связи с этим развивались новые методы скоростного крупноблочного строительства. Осуществлению планов помешало нападение фашистской Германии на СССР в 1941 году. Большинство архитекторов ушли на фронт, строили укрепления и военные объекты. Оставшиеся в тылу занимались маскировкой гражданских и военных объектов, приспосабливали здания для промышленных предприятий, которые в большинстве своем работали для фронта. Сразу после войны ситуация требовала строжайшей экономии во всех областях строительства. Были выработаны новые методы строительства из укрупненных элементов промышленного производства, но они вступали в противоречие с традиционной архитектурной формой. В 1955 и 1956 годах вышли постановления, согласно которым необходимо было снизить стоимость и ускорить процесс полносборного строительства. Все эти решения определили направление для советской архитектуры на несколько последующих десятилетий.


Просмотров: 0
  • Вконтакте App Icon
  • Wix Facebook page
  • Instagram Классик

© COPYRIGHT "МОСКВА, ЛЮБОВЬ МОЯ" - прогулки по Москве, гид-экскурсовод Меркушина Анастасия

 

2012-2018